Открыть меню

Что такое MOOC

Что такое MOOC?

Аббревиатура MOOC (читается /mk/)  расшифровывается как Massive Open Online Course (массовый открытый онлайн курс). По сути, это современная форма дистанционного обучения. Широкую известность термин получил  в 2012 году, когда возникли  такие крупные проекты, как UdacityCoursera и edX, предлагающие учебные  курсы от ведущих университетов, уровня  Stanford,  Harvard и  MIT .  «The New York Times»  даже назвали  2012 год  «the year of the MOOC», годом MOOC.

MOOC можно  смело назвать одной из современных образовательных тенденций, наряду с моделью перевернутого класса, мобильным обучением, и широким распространением понятия «цифровая грамотность».  Курсы доступны для всех желающих  зарегистрироваться (массовые), бесплатны (открытые), обучение происходит при помощи виртуальной обучающей среды  (онлайн).

Как это работает?

Привычный нам класс — это 20-30 учащихся  и один преподаватель. MOOC — это тысячи, а иногда и десятки тысяч учащихся, и  3-4 преподавателя (instructors, facilitators). Курс включает в себя самые разные элементы, такие как  почтовая рассылка, видео-лекции, статьи, презентации, инфографика, тесты, опросы, блоги, ссылки на полезные ресурсы, форум, видеоконференции, общение в социальных сетях. Все эти компоненты являются частью единого целого. По окончании курса, при условии успешного выполнения всех заданий (пройти тест, написать сообщение на форуме, сделать проект — формат может быть различным), возможно получение сертификата.
После регистрации Вы получаете доступ к учебным материалам, которые могут быть организованы по двум разным принципам, в зависимости от подходов авторов  курса.

1. Если составители придерживаются идей коннективизма (теории о том, как обучение происходит в цифровую эпоху), то учебных материалов как таковых может быть минимальное количество, например, несколько статей или видео-лекций. Основное обучение здесь происходит путем обсуждения  вопросов участниками курса и совместного  решения задач при помощи форумов, блогов, еженедельных видеоконференций, взаимодействия  в соцсетях Google+, Facebook and Twitter.
2. Другой подход — это большое количество  учебного материала  (видео-лекций, статей, презентаций), усвоение которого проверяется путем проведения  тестов и опросов. При этом общение с другими учащимися поощряется, но не является ключевым моментом обучения. Проверка тестов происходит автоматически.  Если программа курса предполагает написание эссе, подготовку доклада или презентации, то используется взаимооценка (peer assessment), то есть учащиеся проверяют и оценивают работы друг друга.
MOOC

Как сделать обучение эффективным?

Есть разные точки зрения на то, насколько MOOC действительно могут быть полезными. Некоторые считают такие курсы  эффективнее традиционного университетского образования. Другие ставят эффективность MOOC под сомнение, учитывая то, что большинство учащихся (по некоторым данным, до 90%) либо не заканчивают курс, либо просто просматривают лекции и статьи, не принимая участие в обсуждениях, и не выполняя заданий.

Как мне кажется,  успешность обучения  зависит в первую очередь от настроя учащегося, от его готовности  вкладывать в обучение время и силы, а также от владения  навыками самоорганизации. Также огромное значение имеет открытость к общению с другими учащимися, готовность к обмену идеями и мнениями, так как без обсуждения материала на форуме курса обучение не может быть по-настоящему эффективным.

Я обучалась на  различные курсах, связанных так или иначе с технологиями в образовании,  в Coursera. Мой личный опыт очень позитивный, и здесь ключевыми были два момента. Во-первых, это возможность заниматься в удобное время в удобном месте, во-вторых, это возможность получить информацию, которую мне больше взять  просто неоткуда, так как в педагогических вузах такой аспект, как применение ИКТ в преподавании, практически не изучается. Исходя из моего опыта, могу дать несколько рекомендаций относительно того, как сделать обучение эффективным. Пока советов 7, но я еще подумаю. Может, после еще пары-тройки MOOC  я дополню этот список :).

1. Решите,  подходит ли Вам  такая форма обучения. Умеете ли Вы работать самостоятельно? Сможете ли Вы грамотно спланировать свое время? Комфортно ли для Вас учиться онлайн?

2. Внимательно прочтите описание MOOC, и  ответьте себе на несколько вопросов.  Действительно и это то, что мне необходимо? Какие полезные знания я смогу получить ? С какой целью обучаюсь? Какого результата хочу достигнуть?

3. В каждом курсе расписана последовательность действий на неделю, не нарушайте ее. Например, сначала необходимо посмотреть вступительное видео, потом прочитать доклад, потом посмотреть видео-лекцию, и только потом делать тест. Не стоит забегать вперед, не пытайтесь сразу выполнить тест!

4.  Обратите внимание на дополнительные ресурсы (обычно это   ссылки на статьи и видео), здесь можно найти очень много ценной информации.

5.  Не просто пассивно прослушивайте  лекции и просматривайте   статьи, обязательно делайте заметки и/или  ведите конспект.  Таким образом Вы, во-первых,  сможете лучше усвоить информацию. Во-вторых, у Вас появятся материалы, которыми  Вы всегда сможете воспользоваться  для того, чтобы освежить полученные знания.

6.  Поделитесь тем, что Вы узнали, с другими. Создайте блог или вики и расскажите, где и почему Вы учились, какие знания и навыки Вы приобрели.

7. Принимайте участие в дискуссиях,  отвечайте на вопросы, задавайте вопросы, предлагайте идеи.  Общайтесь в соцсетях,  но лучше не во всех сразу. Выберите одну сеть, регулярно отслеживайте все обновления, и, главное, не забывайте писать сами.

Учитесь с удовольствием!

С уважением,

Евзикова Олеся.

Обсуждение: 3 комментария
  1. Evzikova Olesya:

    Просто в качестве небольшого дополнения.

    Я училась вот на этих курсах:

    www.coursera.org/course/elearning

    www.coursera.org/course/virtualinstruction

    www.coursera.org/course/ltto

    www.coursera.org/course/cic

    www.coursera.org/course/k12blendedlearning

    Хочу еще сюда, но пока нет открытых сессий www.coursera.org/course/digitalstorytelling.

    А Вы где-нибудь учились подобным образом? Расскажите, очень интересно!

    Ответить
  2. Юлия:

    Я сейчас прохожу дистанционное обучение РКИ при МГУ им. Ломоносова, но не могу это назвать полноценным онлайн-курсом.

    Там есть один куратор, он в начале обучения присылает всем записавшимся контрольную работу, на выполнение которой даётся 1,5 месяца. Также учащиеся получают доступ в онлайн-библиотеку (там просто засканированные книжки). В принципе книжки можно заказать по почте в бумаге, не знаю уж, печатают они их, что ли, я не стала. В контрольной в каждом разделе указано, по каким пособиям лучше всего отвечать, но можно привлекать и другие.

    Кроме этого есть вебинары, которые записываются и далее доступны в виде видео-лекций. У этого есть свой плюс — всегда можно посмотреть, а есть минус — по уже освещённым темам не проводятся новые вебинары. В моём курсе живой вебинар был один.

    Куратор доступен по почте и по скайпу, если у меня есть вопросы, и тот же куратор проверяет итоговую работу. Общение с другими студентами никак не обеспечено.

    Стоит это удовольствие 22 т.р., и это на 2т.р. дороже, чем тот же самый курс очно. Чем обусловлена стоимость понять трудно, работает там один человек, и тот не надрывается, а группа должна набраться от 10 или 20, не помню.

    А вот скажите, плиз, такую вещь: я тут где-то недавно слышала, что в России для того, чтобы выдавать диплом о высшем образовании, контора для начала обязана иметь спортзал и медсестру, и поэтому существование чисто виртуальных вузов в России сейчас практически невозможно. Вы что-нибудь об этом знаете?

    Ответить
    1. Evzikova Olesya:

      А мне кажется, что это вполне себе полноценный онлайн-курс, просто это не совсем то, что подразумевается под MOOC, так как обучение является платным и изначально ориентировано на небольшое количество учащихся. Это просто курс профессиональной переподготовки, заочное обучение, реализованное при помощи информационных технологий.

      Я тоже там училась, но давно, 12 лет назад, очно-заочно. У меня до сих пор лежит пару интеллект-карт, черновиков проекта, который бы я хотела сделать в сфере РКИ, но, к сожалению, пока не могу найти для него времени.

      В рамках обучения в МГУ я читала книги, потом назначала встречу с преподавателем, мы встречались, обсуждали прочитанное, я получала зачет. Периодически ходила, смотрела, как преподаватели проводили занятия. В конце курса писала дипломную работу, даже формально ее защищала. Собственно говоря, все. Было интересно и совсем несложно. Не думаю, что содержание курса с тех пор принципиально изменилось. Рада, что они сделали его доступным дистанционно, полезный. Цена в 22 тысячи тоже вполне приемлемая, как мне кажется. Обусловлена она, скорее всего, наличием спроса :).

      По поводу дипломов о высшем образовании. Деталей не знаю, это надо читать закон «Об образовании в Российской Федерации», от 2012 года, вникать во все тонкости лицензирования и аккредитации, а их немало. Закон можно посмотреть здесь base.garant.ru/70291362/, статья 16 главы 2 посвящена электронному образованию. Пока, насколько мне известно, в РФ никто исключительно виртуальный вуз создать не пытался.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Teachtech · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных