Открыть меню

15 способов провести формирующее оценивание

Существует так называемое итоговое оценивание, когда мы выставляем оценки за проделанную работу, и формирующее (текущее) оценивание, целью которого является понять, насколько хорошо учащиеся усвоили материал. Итоговое оценивание проводится в конце обучения, чаще всего, в виде теста или экзамена. Формирующее оценивание проводится в процессе обучения, и необходимо для того, чтобы выяснить, успешно ли  учащиеся  справляются, а также определить, как необходимо строить процесс обучения в дальнейшем.

Формирующее оценивание можно, и, как мне кажется, нужно,  проводить мягко, не создавая для учеников лишний раз стрессовой ситуации. В этой статье я объединила 15 приемов, которые позволяют провести оценивание деликатно, и которые хорошо работали лично у меня. Думаю, у многих преподавателей есть подобные   наработки, и я  буду очень благодарна, если Вы расскажете о них в комментариях.

2015-09-24_1820_001

1. Устный опрос.

Самый простой и, наверное, самый популярный прием. Если класс небольшой, то можно работать со всеми учащимися сразу. Большие классы можно разделить на группы, при этом Вы можете как сами по очереди беседовать с каждой из групп  (в то время как остальные группы выполняют другие задания), так и раздать  список вопросов, на которые учащиеся  должны ответить, работая в группе.

2. Шкала.

Напишите 3-5 утверждений,   которые не являются ни правильными, ни ошибочными, и попросите оценить их по шкале от 1 до 5, где 1 — не согласен, 5 — полностью согласен.  Если учащиеся работают в парах, попросите их сравнить  и обсудить результаты.

3. Карточки.

После изучения новой темы, раздайте учащимся небольшие плотные карточки.  Попросите их с одной стороны написать, что они поняли (основную мысль, 2-3 предложения), с другой — что осталось непонятным. Соберите карточки и проанализируйте ответы. Карточки можно не подписывать.

4. Наблюдение за работой в группах и парах.

Наблюдайте за работой учащихся в группах и парах, составьте список самых частых ошибок и затруднений, обсудите их в конце занятия со всем классом.

5. Самооценивание.

Попросите учащихся самим оценить, насколько хорошо они усвоили материал. Вы можете провести устный опрос, попросить написать ответ на специальных карточках, или предложить ученикам  оценить свои успехи по шкале от 1 до 5.

Младшие школьники могут нарисовать на большом листе веселую или грустную рожицу, и поднять над головой лист с рисунком.

6. Выходной билет.

После изучения нового материала, Вы задаете несколько вопросов по теме, предлагая на выбор несколько правильных ответов. Учащиеся могут отвечать при помощи пультов для голосования, мобильных опросов, или карточек с номерами (поднимают карточку с номером 1, если верен первый вариант, карточку с номером 2, если верен второй вариант, и так далее). Те, кто ответит правильно на вопросы, пересаживаются в конец класса, и выполняют следующее задание. Те, кто ответил неправильно, садятся ближе к Вам. После чего Вы поясняете им сложные моменты,  и снова задаете вопросы. Те, кто ответил правильно — пересаживаются в конец класса. Остальные передвигаются ближе к Вам, и так далее, пока все не усвоят тему.

7. Тест.

Тест можно провести как «бумажный», так и онлайн, комбинируя вопросы  различных типов.

8. Сигналы руками.

Договоритесь об условных сигналах. Например, учащиеся поднимают больше пальцы вверх, если хорошо поняли тему, опускают большие пальцы вниз, если не поняли, машут руками, если, в принципе, все понятно, но остались небольшие вопросы.

9. Разноцветные карточки.

В качестве альтернативы сигналов руками  можно использовать разноцветные карточки. Например, красная карточка может означать, что учащиеся не поняли материал, зеленая — что хорошо поняли, желтая — что хотел бы задать уточняющие вопросы.

10. Пишем 2 минуты.

Раздайте учащимся карточки, задайте вопрос  по изученной теме, и попросите их в течение 2-х минут написать ответ.

11. Интеллект-карта.

Напишите основные термины, относящиеся к изучаемой теме, и попросите учащихся составить интеллект-карту, показывающую их взаимосвязь друг с другом. Карту можно составить как на листе бумаге, так и в электронном виде, используя один из многочисленных бесплатных онлайн-инструментов.

12. Частые заблуждения.

Напишите  список частых заблуждений, касающихся той или иной темы, и обсудите их с учащимися.

13. Блог.

Учащиеся ведут индивидуальные или групповые блоги, в которых делают небольшие записи, качающиеся того, что они узнали на занятии, что их заинтересовало, что осталось непонятным, что они хотели бы повторить или уточнить.

14.Карточки с ответами.

Каждому учащемуся необходимо иметь набор карточек с номерами, обычно 1,2,3,4. Вы зачитываете вопрос и варианты ответа с номерами, учащиеся поднимают карточку с номером ответа, который они считают правильным.

15. Проверить друг друга.

Учащиеся работают в парах или группах, по очереди отвечая на составленные преподавателем вопросы. Преподаватель наблюдает за их работой, при необходимости исправляет и помогает. Вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения, можно в конце занятия еще раз обсудить со всем классом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Teachtech · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных