Открыть меню

Что такое мобильное обучение и BYOD

Что такое мобильное обучение?
Термин  мобильное обучение  может трактоваться довольно широко, так как мобильными могут быть:

 

  • используемые при обучении устройства,
  • учащиеся,
  • сам процесс обучения.
Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.

 

1. Мобильными являются устройства. Например, учащиеся  делают заметки в текстовом редакторе на планшете, готовят презентацию или слушают аудио. В данном случае мы выполняем те задания, которые традиционно делаем при помощи ИКТ, но используем для этого мобильные устройства.
2015-07-05_1601
2. Мобильными являются сами учащиеся, то есть они могут перемещаться во время выполнения заданий по классной комнате и  учебному заведению, либо выполнять задание по дороге из школы и в школу.

Здесь я хотела бы привести пример занятия по английскому языку, которое описала Nicky Hockly в одном из своих выступлений, так как пример этот очень показательный.

 

Занятие проходило в языковой школе,  с  небольшой  группой подростков, изучающих английский язык как иностранный. Уровень учащихся — средний. Тема урока — вода. Учащиеся работали в парах. У  всех были  собственные смартфоны. Среди заданий, которые предложено было выполнить учащимся: пройтись по учебному заведению и сделать  фотографии всего, что они ассоциируют с водой, а затем обсудить сфотографированные  предметы (учащиеся выбрали раковину, цветочный горшок, водосточную трубу и огнетушитель), сфотографировать секретарей в приемной, предварительно спросив разрешения (один из секретарей до начала занятия предупредил преподавателя, что будет против), провести интервью с директором  школы, записав его на диктофон.  При этом пары выполняли задания в разной последовательности (то есть сначала одна пара шла  фотографировать, другая общаться с секретарями, третья записывать интервью, потом они менялись местами). В конце занятия в группе проходило  совместное обсуждение выполненных заданий.

 

3. Само обучение является мобильным. При этом  используются такие технологии как геолокация, или геотегирование (использование GPS- данных фотоаппарата или телефона, чтобы обозначить на карте  место, где был сделан снимок), либо сервисы типа Woices.
Основные принципы работы Woices Вы можете узнать, посмотрев это видео.
 

 

 

Какие вопросы возникают в связи с применением мобильного обучения?
Если мы решаем начать применять мобильные технологии в обучении, то неизбежно возникает огромное количество вопросов. Среди самых распространенных вопросов можно выделить следующие:
  • Какие именно устройства целесообразно использовать?
  • Как оградить учащихся от нежелательного контента?
  • Как обеспечить необходимую  техподдержку и учителям, и учащимся?
  • Стоит ли использовать эти технологии в классе или вне его?
  • Стоит ли учащимся использовать собственные устройства, или те, что приобрело учебное заведение?
  • Для выполнения каких заданий мобильные технологии подойдут больше всего?
  • Как интегрировать их с традиционными заданиями?
  • Как оценивать задания, выполненные с применением мобильных технологий?
  • Как сделать так, чтобы учащиеся выполняли учебное задание, не отвлекаясь, например, на общение в соцсетях?
  • Должен ли вопрос использования мобильных устройств регулироваться учебным заведением, или  оставаться на усмотрение  учащихся?
  • Должна ли инициатива использовать мобильные устройства исходить от преподавателя, или от учебного заведения?
  • Если инициатива исходит от преподавателя, то как согласовать эксперимент с руководством?
  • Если инициатива исходит от учебного заведения, то как скоординировать работу преподавателей и обеспечить необходимый уровень техподдержки?
  • Как согласовать применение мобильных технологий с родителями учащихся?

Ни на один из этих вопросов нельзя дать однозначный ответ, и все решения должны приниматься с учетом каждой конкретной ситуации.

2015-07-05_1602

Что такое BYOD ?

Мобильное обучение тесно связано с такими подходом, как BYOD (Bring Your Own Device, что переводится как «приносите собственное устройство»). Также существует  аббревиатура BYOT (Bring Your Own Technology).  Некоторые считают эти термины взаимозаменяемыми, другие используют BYOD в случаях, когда учащиеся приносят одно из устройств из  списка, составленного учебным заведением, и BYOT в случаях, когда  нет ограничений относительно того, какие устройства учащиеся могут использовать.

Важно, чтобы применение  технологий не носило хаотичный и спонтанный характер, а основывалось на тщательно проработанной политике применения мобильных устройств. При этом необходимо обеспечить необходимую  техподдержку и инфраструктуру, а также разработать методы оценивания эффективности подхода.

Хотя мобильные технологии  становятся все более и более доступными, такие подходы могут быть реализованы далеко не всегда. Часто при внедрении мобильного обучения учебные заведения решают централизованно закупить все необходимое оборудование, и выдавать устройства учащимся в классе по мере необходимости (возможно, одно устройство для пары или группы). Некоторые заведения предпочитают гибридный вариант, когда учащиеся могут приносить на занятия свои собственные устройства, но при этом имеют возможность использовать те, что закупила школа.  Многие учителя отмечают, что в таких случаях учащиеся предпочитают пользоваться собственными устройствами (даже если то, что предлагает школа современнее и лучше), и в силу того, что они  привычнее, и в просто потому, что  им нравится ощущение собственности.

2015-07-11_1531

Какие преимущества дает нам  мобильное обучение?
Факторов, влияющих на успешность обучения так много, что доказать  полезность  мобильного обучения довольно  сложно. Все зависит от того, что мы понимаем под преимуществами, и что мы понимаем под мобильным обучением. По отзывам многих преподавателей, подход BYOD позволяет существенно усилить  мотивацию, а также повысить так называемую мобильную грамотность, то есть умение грамотно использовать мобильные технологии. Например, учащиеся узнают, что такое QR-код, геолокация, дополненная реальность, и так далее.

 

Есть ли необходимость использовать мобильное обучение?
Как мне кажется, нет. Мы всегда начинаем с постановки учебной цели. Если преподаватель считает, что мобильные технологии никак не помогут в ее достижении, то смысла их использовать нет. Но стоит изучить все их возможности, чтобы понять, как они могут помочь нам улучшить процесс обучения.
А как Вы относитесь к мобильному обучению? Есть ли у Вас опыт его применения? Поделитесь своим опытом в комментариях!

 

С уважением,
Евзикова Олеся.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Teachtech · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных