Открыть меню

О цифровом поколении, цифровых иммигрантах и цифровых людях... И немного о том, как их обучать онлайн

В 2001 году Марк Пренски (Marc Prensky), учитель, писатель и футуролог, опубликовал статью под названием  «Digital Natives, Digital Immigrants», в которой разделил всех пользователей новых технологий  на 2 лагеря: цифровое поколение (digital natives) и цифровых иммигрантов (digital immigrants).

MP900387275Цифровое поколение — это те, кто вырос в мире компьютеров, мобильных телефонов, видеокамер и видеоигр. Они ежедневно ищут что-то в Интернете, отправляют электронные письма и SMS. Они  привыкли получать  информацию быстро, лучше работают с графикой, чем с текстом, а гипертекст для них привычнее, чем обычный   текст. Они стремятся к многозадачности,  нуждаются в частых поощрениях, предпочитают «играть»,  а не  работать серьезно,  лучше справляются с совместными проектами, чем с индивидуальными заданиями.

Цифровые иммигранты — это старшее поколение,  те, кто чувствует себя в цифровом мире неуютно. Они не могут выполнить простейшее для digital natives действие, типа прочитать электронное письмо с экрана компьютера, или внести исправления в электронный документ. Они предпочитают учиться медленно, поэтапно, индивидуально, и серьезно. И таким же образом предпочитают учить.

Согласно этой модели, получается, что учителя и ученики — это люди из разных эпох, которые разговаривают на разных языках. Причем учителя считают, что их учащиеся точно такие же, как они, и должны обучаться сходным образом, что совершенно не соответствует истине.


Что необходимо сделать цифровым иммигрантам? Принять тот факт, что они ничего не знают о цифровом мире, приобретать новые навыки и интегрироваться в новую реальность,  в том числе и с помощью своих отпрысков. Или ворчать и вздыхать о старых добрых временах, это уже кому что ближе :). Что необходимо сделать учителям? Пересмотреть методы преподавания и содержание образования.

Статья приобрела большую популярность, термины digital natives и digital immigrants стали широко известны. Хотя критики также было немало. Суть большинства претензий сводилась к тому, что Пренски все слишком упрощает.  Термины до сих пор в ходу, периодически всплывают  в обсуждениях, статьях и докладах на конференциях. Но насколько такое разделение правомерно? Стоит ли пользоваться этой терминологией? Мне кажется, не стоит, так как она не отражает реальную картину.

MP900387282В 2009 году Пренски опубликовал новую статью, «H. Sapiens Digital: From Digital Immigrants and Digital Natives to Digital Wisdom», почитать можно здесь http://www.wisdompage.com/Prensky01.html. На этот раз он писал о том, что чем дольше мы живем в цифровую эпоху, тем менее актуальным становится разделение на digital natives и digital immigrants. Чтобы создать новое, лучшее будущее, нам необходимо мыслить  в новых терминах , таких как,  например, digital wisdom, цифровая мудрость. Причем слово «мудрость» имеет здесь  двойной смысл.  Это и мудрость, как знания, которые мы можем получить при помощи технологий, так и мудрость как набор навыков, необходимых  для их грамотного использования. Мы ежедневно имеем дело с гигантскими объемами информации, и наша задача — это отобрать необходимое и  оценить достоверность данных.

В этой статье Пренски предложил новые термины — homo sapiens digital или human digital,  цифровой человек, то есть кто-то, для кого технологии являются неотъемлемой  частью жизни,  в самых  различных сферах. Причем он может как принадлежать к цифровому поколению, так и быть  хорошо адаптировавшимся цифровым иммигрантом.

Спорить о правомерности терминов можно долго. Вопрос сейчас не в этом, а в том, как  эти различия влияют на работу учителей, преподающих онлайн. Сейчас мне кажутся важными 3 момента.

  1. Наши подходы и ожидания  напрямую влияют на успешность обучения.
  2. Идея о том, что для digital natives  обучение онлайн не представляет никаких сложностей, является неверной. Возможно, они шустро лазят по соцсетям, и умеют применять фильтры к фотографиям. Но это еще не значит, что во время освоения функционала учебной платформы им не потребуется техподдержка. Не говоря уже о том, что многие из них периодически не справляются с элементарными вещами. Например,  не могут войти в обучающую систему, так как потеряли  логин и пароль, или не могут найти скачанный файл, попавший в  папку  Temp.
  3. Идея о том, что люди старшего поколения не обладают необходимым для обучения онлайн уровнем компьютерной грамотности — также неверна. Во-первых, многие из них на самом деле  весьма продвинуты. Во-вторых, большинство  быстро овладевает необходимыми навыками при наличии подробных инструкций. Даже те, кто  перед началом обучения утверждают, что  безнадежны :).
Что стоит сделать в процессе обучения, снова 3 пункта.
  1. Провести предварительный опрос, выяснить потребности, пожелания и  ожидания учащихся, касающиеся обучения онлайн. Дать  возможность поделиться своими сомнениями,  подбодрить сомневающихся. Как я писала выше, те, кто  считают себе полными профанами, обычно вполне  успешно обучаются на онлайн-курсах, они просто часто оценивают себя не совсем адекватно.
  2. Предложить задание, которое  представляют в том числе и техническую сложность. Например, учащимся необходимо изучить какие-то материалы и представить свои выводы. Можно предложить  сделать это в различных форматах:  оставить  на форуме курса  текстовое сообщение, аудио-сообщение или  видео-сообщение, на выбор.  Для кого-то это будет  возможность поэкспериментировать и узнать что-то новое, для кого-то шанс продемонстрировать свои умения. А кто-то  выберет самый простой, «малотехнологичный» вариант, предпочитая не выходить из зоны комфорта.
  3. Составить  подробные инструкции, предоставить техподдержку, чтобы помочь учащимся приобрести новые технические навыки. Например, если у Вас есть задание типа «оставить  сообщение в различных форматах», как в предыдущем пункте, то необходимо сделать  пошаговую инструкцию по записи аудио и видео при помощи  различных онлайн-сервисов. Из таких инструкций можно составить банк вспомогательных материалов, и предоставить к нему доступ учащимся различных курсов, как во время прохождения курса, так и после окончания обучения.

Осваивайте новые навыки и смело смотрите в будущее!

С уважением,
Евзикова Олеся.

 

 

© 2023 Teachtech · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных