Открыть меню

Как обучать взрослых учащихся?

Эта статью я писала для своего блога о преподавании и изучении английского языка EnglishZoom, но хотела бы разместить ее и здесь.

Существует такой интересный термин, как андрогогика, то есть  наука о теоретических  и практических проблемах  образования, обучения и воспитания взрослых. Некоторые считают, что это  самостоятельная дисциплина, другие — что это одна из ветвей педагогики. Правда, есть и те, кто уверен, что сама идея изучения  образования взрослых в качестве отдельного  предмета не имеет смысла.  С последними я никак не могу согласиться.

Одна из актуальных тенденций в образовании — это  непрерывное образование (lifelong learning), под которым понимается необходимость учиться постоянно, всю жизнь, так как, во-первых, для того, чтобы быть специалистом в своей области, необходимо усвоить огромное количество информации, а во-вторых, необходимо постоянно отслеживать  изменения. Как сказал известный социолог и футуролог Элвин Тоффлер «неграмотными в 21-м  веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

Очевидно, что потребность в обучении взрослых учащихся растет, а значит, будут появляться различные варианты удовлетворения этой потребности. Так, растущая популярность MOOC  отражает необходимость продолжать обучение вне рамок формального университетского образования.

2015-07-12_1911

Я много лет была преподавателем английского языка в вузе, большинство моих частных учеников  взрослые или учащиеся старшей школы. Я решила сформулировать, в первую очередь для себя, основные особенности работы со взрослыми, а также проиллюстрировать их примерами из личной практики.

1. Учащийся может принимать участие в планировании обучения, расстановке приоритетов, определении критериев оценки. И это очень, очень важный момент. Так, перед началом занятий я  обязательно обговариваю с учениками цели обучения, темп занятия, необходимость выполнения домашнего задания, методы оценивания,  и так далее.  Например, если учащийся формулирует свои цели как «мне не нужно говорить и слушать, мне просто нужно читать тексты по специальности, и делать это быстро, а не как сейчас, зависая над каждым абзацем со словарем в обнимку на полчаса», то, соответственно, мы начинаем работать над такими  текстами:  подбираем наиболее интересные отрывки, составляем глоссарий, учимся применять различные виды чтения (просмотровое, поисковое, ознакомительное), выписываем и разбираем вызывающие затруднения грамматические конструкции.

2. Меняется роль преподавателя.  Собственно говоря, это общая тенденция, которая актуальна не только при работе со взрослыми. Учитель и учебник больше не являются единственными источниками знания, благодаря развитию ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) мы можем получить информацию из сотен источник всего за пару кликов.  Поэтому все больше говорят о необходимости отказываться от модели teacher-centred learning, и активнее внедрять learner-centred learning, а также грамотно комбинировать оба подхода.

Чем старше учащийся, тем в большей степени он отвечает за результат своего обучения. Детей учат, взрослые учатся сами. Роль преподавателя в том, чтобы помочь, направить, исправить ошибки, но никак не в том, чтобы научить всеми возможными и невозможными способами.

2015-08-06_1429

3. Необходимо учитывать прошлый опыт ученика: где, как и чему он ранее обучался.  У взрослых есть привычки, сформировавшиеся за годы обучения в школе и вузе/ссузе, у многих есть негативный опыт, а также представления о том, как должно быть построено обучение. Приведу характерный пример. Учащийся, уровень где-то Elementary — Pre-Intermediate, учил язык в школе и в немного вузе, преподаватели на уроке многое говорили по-русски (приветствия, прощания, объяснения грамматики, инструкции к заданиям, и так далее). Когда он попадает на занятия, которое ведется на 95% на английском, то  впадает в полный ступор. Не потому, что не может понять сказанные на языке приветствия, прощания, инструкции и прочее, а просто потому, что он не привык заниматься таким образом.

4. Особенности мотивации. Ребенка можно мотивировать, взрослый мотивирует себя сам. С детьми, на самом деле, здесь все проще. Они с удовольствием учатся за компанию, или  потому, что им нравится сам процесс обучения. И, как мудро писала Агния Барто,

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.

Мотивация «потому что мама сказала/папа сказал» и «чтобы маму/папу порадовать» для детей очень важна, часто первостепенна.

Со взрослыми все это не работает. Или человек сам себя заставит что-то делать, или этого не сможет сделать никто. Все претензии из серии «я бросил, что-то мне стало неинтересно» и «позанимался немного и перестал, я ожидал большего» часто не более, чем оправдания собственной лени.

5. Тоже можно отнести к особенностям мотивации, но вынесу в отдельный пункт.  Взрослым учащимся необходимо точно знать, зачем именно они обучаются,  должна быть четко поставленная цель, ясное понимание возможных выгод. Например, если это ситуация из серии «мне нужен английский на всякий случай,  может быть когда-нибудь пойду куда-нибудь на работу, где английский мне  понадобится», то запал изучать язык, как правило, очень быстро исчезает. Даже если есть свободные финансы и время. А вот если дело обстоит так, что «меня приняли на испытательный срок, с языком проблемы, через три месяца необходимо уметь успешно объясниться с англоязычным начальством», вот тогда человек будет стараться изо всех сил, и учиться несмотря на усталость и  недостаток времени — по ночам, в  транспорте, за завтраком/обедом/ужином, лежа с грамматическим справочником в ванной — потому что ему это на самом деле нужно.

2015-08-06_1429_001

6. Широкие возможности для применения взаимообучения (peer instruction) и взаимооценивания (peer assessment).  Взаимообучение — это  обучение организованное таким образом, что не только преподаватель обучает группу, но и сами учащиеся обучают друг друга, работая на занятии в парах и группах, и, возможно, общаясь при помощи ИКТ и вне уроков. Например, ведя дискуссии на форуме курса, отвечая на комментарии учебных блогов, или курируя контент.  Взаимооценивание — это оценивание учащимися работ друг друга, как правило, по заданным критериям.  Взаимооценивание — единственный возможный вариант при массовом онлайн-обучении в проектах типа Coursera и FutureLearn, где количество студентов одного курса может достигать десятков тысяч человек.  Его несомненный плюс для студентов состоит в том, что учащиеся, как правило, оценивают друг друга гораздо лояльнее, чем это делает преподаватель, так как выставляя хорошую оценку они надеются, что и их работу  оценят высоко :).

Здесь может возникнуть сложность, о которой я упоминала в 3 пункте: учащиеся могут негативно воспринимать такие подходы, считая, например, что обучать и оценивать может и должен только преподаватель. Соответственно, может возникнуть необходимость разъяснить, почему Вы используете такие подходы, и какую выгоду они имеют для учащихся.

7. Этот пункт самый сложный, и касается он не учащихся, а преподавателей.  Необходимо признать, что многие традиционные методы обучения не работают.  Например, система «прослушал лекцию-пришел сдал экзамен» абсолютно точно не работает как надо. Не верите? Вспомните, сколько раз Вы сдавали какой-нибудь зубодробительный экзамен, а через несколько месяцев забывали большую часть изученного за время подготовки материала!  А вот если мы используем модель перевернутого класса (flipped classroom), то есть  систему, при которой учащиеся слушают  лекции  дома (в удобном темпе, делая необходимые паузы и повторы), а на занятиях в классе  обсуждают изученный материал — тогда получаем совсем другую картину, гораздо более осознанное изучения предмета. Это  в большей степени относится к  теоретическим  предметам, чем к  практическим, типа изучение иностранных языков. Но даже в преподавании языков такой подход вполне оправдан. Например, можно записать для учащихся видео с объяснением грамматического материала, чтобы на уроке не тратить на это время, и сразу перейти к его  отработке на практике.

Занимаетесь ли Вы обучением взрослых? Какие особенности работы со взрослыми учащимися Вы можете выделить?

Есть ли у Вас необходимость в непрерывном образовании? Где и каким образом Вы обучаетесь?

Поделитесь своим опытом в комментариях!

С уважением,

Евзикова Олеся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Teachtech · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных