Открытые технологии и системы управления обучением. Что лучше выбрать?
21 05 2018 Evzikova Olesya Комментарии к записи Открытые технологии и системы управления обучением. Что лучше выбрать? отключеныПеред началом планирования онлайн-обучения важно понять, что существуют различные типы технологий, имеющие как свои преимущества, так и ограничения. Условно мы можем разделить технологии на две большие категории: закрытые обучающие среды и технологии с открытым доступом.
Когда преподаватель выбирает учебные технологии, то, как правило, руководствуется следующими факторами:
- Политика учебного заведения относительно использования технологий.
- Цели обучения. Почему необходимо использовать технологии? Как их использование позволяет достичь учебной цели?
Открытые технологии, или технологии с открытым доступом, которые также называют технологиями веб 2.0, или социальными медиа, как правило, бесплатны, и доступны для всех пользователей Сети. Примеров здесь можно привести множество: Facebook, Youtube, Flickr, WordPress.
Закрытые технологии, LMS (Learning Management System) или VLE (Virtual Learning Environment), что на русский можно перевести как системы управления обучением или виртуальная обучающая среда — это централизованная, закрытая система, доступная только для преподавателей и учащихся конкретного заведения. Она, как правило, имеет как учебные, так и административные функции, и содержит такие элементы, как форум, блоги, вики, журнал успеваемости, и так далее. В качестве примеров LMS можно привести Moodle, Sakai, Desire2Learn.
Открытые технологии: преимущества и ограничения.
Преимущества.
- Технологии хорошо знакомы. Большинство учащихся хорошо знакомы с этими системами, их легко начать использовать для учебных целей.
- Простота использования. Преподаватели могут начать использовать открытые технологии самостоятельно. Для этого не требуется ни курс обучения, ни административные согласования с учебным заведением.
- Постоянные обновления. Учителя всегда используют последнюю версию открытых технологий, так как они обновляются автоматически.
- Бесплатный доступ. Большинство открытых систем бесплатны для пользователей. В некоторых случаях есть платная подписка, позволяющая получить доступ к дополнительным функциям.
- Гости. Преподаватели могут приглашать гостей - докладчиков, экспертов, исследователей принять участие в обучении, предоставив им доступ к платформе.
- Совместная работа. Так как нет проблем, связанных с совместимостью платформ, операционных систем и версий ПО, легко организовывать совместную работу и делиться информацией с другими учебными заведениями и организациями.
- Безопасность и конфиденциальность. Многие открытые среды имеют функции подтверждения личности пользователя, а также различные уровни доступа, которые может настроить преподаватель и/или учащийся. Например, Вы можете сделать страницу в соцсети видимой всем, или только Вам, или только одобренным пользователям.
- Техподдержка. В разделе «Помощь» и «ЧАВО» большинства систем можно найти ответы на многие возникающие вопросы.
Ограничения.
- Интеграция. Открытые среды не интегрированы с существующими административными системами учебного заведения.
- Сохранность данных. Могутвозникнуть роблемы с доступом. Например, если преподаватель уходит из учебного заведения в результате конфликтной ситуации, он может не оставить необходимые логины и пароли.
- Возможная потеря данных. Используемый сервис может заблокировать или удалить учетные записи пользователей, либо значительно изменить функционал, что может привести к полной или частичной потере данных.
- Возможные скрытые расходы. Хотя многие открытые технологии можно использовать бесплатно, неизбежно возникают скрытые расходы. Например, преподавателям может потребоваться потратить довольно много времени, чтобы создать курс и настроить доступ, или возникнет необходимость в покупке платной премиумной версии, чтобы получить полный доступ ко всем функциям.
- Отсутствие техподдержки. Учебное заведение, как правило, не обеспечивает техподдержку при использовании открытых технологий, особенно если оно поддерживает использование определенной LMS.
- Конфиденциальность. Учителя несут полную ответственность за безопасность учащихся, при этом не у всех достаточно опыта и знаний для того, чтобы должным образом настроить доступ, и обеспечить необходимый уровень конфиденциальности.
- Авторские права. Используемые материалы открыты для всех, значит, не попадают в категорию «только для учебных целей». Следовательно, преподавателям необходимо обратить особое внимание на соблюдение авторских прав.
Системы управления обучением: преимущества и ограничения.
- Система централизована. Все материалы хранятся на одном сервере, для доступа к ним необходим один логин и пароль. Если Вы используете открытые технологии, то для доступа к каждому сервису необходима своя учетная запись.
- Аутентификация (проверка личности пользователя). Доступ к онлайн-классу защищен паролем и возможен только для преподавателей и учащихся того или иного учреждения, что позволяет сделать учебную среду безопасной и конфиденциальной.
- Отслеживание прогресса. LMS обычно имеют встроенные функции аналитики и администрирования. Например, есть возможность посмотреть статистику посещений и выполнения упражнений, а также автоматизированного выставления оценок в журнал.
- Техническая поддержка и обучение. Учебное заведение обычно предоставляет определенную техническую поддержку, и проводит обучение преподавателей. Если, например, Вам необходимо перенести все материалы на другую LMS, то IT-отдел окажет Вам в этом поддержку, и материалы не будут утеряны.
- Сохранение материалов в архиве. Учебные заведения, как правило, обязаны сохранять данные об учащихся в течение нескольких лет, и предпринимают для этого соответствующие шаги.
- Авторские права. Так как доступ к закрытым системам ограничен «стенами» учебного заведения, то преподаватели могут использовать практически любые материалы, не задумываясь о соблюдении авторских прав, так как использование материалов в данном случае попадет в категорию «только для учебных целей».
Ограничения.
-
- Обучение. Перед началом использования LMS необходимо провести обучение преподавателей. Многие платформы сложны в использовании, обладают огромным количеством функций, что часто затрудняет их внедрение, особенно на начальном этапе.
- Отсутствие необходимых функций. В LMS могут отсутствовать необходимые функции, доступны в открытых системах.
- Невозможность участия гостей. Так как доступ к закрытой LMS строго ограничен, возникают сложности с привлечением преподавателей, докладчиков, исследователей и экспертов из других учреждений, такие как административное согласование доступа к LMS.
- Отсутствие выбора. Некоторые преподаватели предпочитают сами выбирать технические решения, используя то, что кажется им оптимальным, а не то, что выбрало для них учебное заведение.
- Стоимость. Многие LMS являются платными, например, Blackboard или Canvas. В тех случаях, когда платформой можно пользоваться бесплатно, как, например, Moodle, необходимы специалисты, обеспечивающие техническую поддержку преподавателей и учащихся.
Интегрированный подход.
И у открытых, и у закрытых образовательных сред есть свои преимущества и ограничения. Стремительное развитие технологий способствует тому, что многие преподаватели выбирают интегрированный подход к использованию технологий. Таким образом, они могут пользоваться преимуществами, как закрытых, так и открытых систем.
В конечном счете, преподавателям следует ориентироваться на политику и требования учебного заведения, а также выбирать технологии, исходя из целей обучения, то есть использовать те из них,что позволяют достичь учебных целей наиболее эффективно, а также создают оптимальные условия для обучения и преподавания.
Также имеет смысл обсудить выбор технологий с коллегами, выяснить, какие подходы работали у них лучше всего, и воспользоваться их советами.
Статья подготовлена по материалам курса Learning to Teach Online проекта Coursera.