Открыть меню

Открытые технологии и системы управления обучением. Что лучше выбрать?

Перед началом планирования онлайн-обучения важно понять, что существуют  различные типы технологий, имеющие как свои преимущества, так и ограничения. Условно мы можем разделить технологии на две большие категории: закрытые обучающие среды и технологии с открытым доступом.

Когда преподаватель выбирает учебные технологии, то, как правило, руководствуется следующими факторами:

  • Политика учебного заведения относительно использования технологий.
  • Цели обучения. Почему необходимо использовать технологии? Как их использование позволяет достичь учебной цели?

2015-07-21_1719

Открытые технологии, или технологии с открытым доступом, которые также называют технологиями веб 2.0, или социальными медиа,  как правило, бесплатны, и доступны для всех пользователей Сети. Примеров здесь можно привести  множество: Facebook,  Youtube, Flickr, WordPress.

Закрытые технологии, LMS (Learning Management System) или VLE (Virtual Learning Environment), что на русский  можно перевести  как системы управления обучением или виртуальная обучающая среда — это централизованная, закрытая система, доступная только для преподавателей и учащихся конкретного заведения. Она, как правило,  имеет как учебные, так и административные функции, и содержит такие элементы, как форум, блоги, вики, журнал успеваемости, и так далее. В качестве примеров LMS можно привести Moodle, Sakai, Desire2Learn.

Открытые технологии: преимущества и ограничения.

Преимущества.

  • Технологии хорошо знакомы. Большинство учащихся  хорошо знакомы с этими системами,  их легко начать использовать для учебных целей.
  • Простота использования. Преподаватели могут начать использовать открытые технологии самостоятельно. Для этого не требуется ни курс обучения, ни административные согласования с учебным заведением.
  • Постоянные обновления. Учителя всегда используют последнюю версию открытых технологий, так как они обновляются автоматически.
  • Бесплатный доступ. Большинство открытых систем бесплатны для пользователей. В некоторых случаях есть платная подписка, позволяющая  получить доступ к дополнительным функциям.
  • Гости. Преподаватели могут приглашать гостей -  докладчиков, экспертов, исследователей принять участие в обучении, предоставив им доступ к платформе.
  • Совместная работа. Так как нет проблем, связанных с совместимостью платформ, операционных систем и версий ПО, легко организовывать совместную работу и делиться информацией с другими учебными заведениями и организациями.
  • Безопасность и конфиденциальность. Многие открытые среды имеют функции подтверждения личности пользователя, а также различные уровни доступа, которые может настроить преподаватель и/или учащийся. Например, Вы можете сделать страницу в соцсети видимой всем, или только Вам, или только одобренным пользователям.
  • Техподдержка. В разделе «Помощь» и «ЧАВО» большинства систем можно найти ответы на многие возникающие вопросы.

2015-07-21_1743

Ограничения.

  • Интеграция. Открытые среды не интегрированы с существующими административными системами учебного заведения.
  • Сохранность данных. Могутвозникнуть роблемы с доступом. Например, если преподаватель уходит из учебного заведения в результате конфликтной ситуации, он  может не оставить необходимые логины и пароли.
  • Возможная потеря данных. Используемый сервис  может заблокировать или удалить учетные записи пользователей, либо значительно изменить функционал, что может привести к полной или частичной потере данных.
  • Возможные скрытые расходы.  Хотя многие открытые технологии  можно использовать бесплатно, неизбежно возникают скрытые расходы. Например, преподавателям может потребоваться  потратить довольно много времени, чтобы создать  курс и настроить доступ, или возникнет необходимость в покупке платной премиумной версии, чтобы получить полный доступ ко всем функциям.
  • Отсутствие техподдержки. Учебное заведение, как правило, не обеспечивает техподдержку при использовании открытых технологий, особенно если оно поддерживает использование определенной LMS.
  • Конфиденциальность. Учителя несут полную  ответственность за  безопасность учащихся, при этом не у всех достаточно опыта и знаний для того, чтобы должным образом настроить доступ, и обеспечить необходимый уровень конфиденциальности.
  • Авторские права. Используемые материалы открыты для всех, значит,  не попадают в категорию «только для учебных целей». Следовательно, преподавателям необходимо обратить особое внимание на соблюдение авторских прав.

Системы управления обучением: преимущества и ограничения.

Преимущества.
2015-07-21_1745

  •  Система централизована. Все материалы хранятся на одном сервере, для доступа к ним необходим один логин и пароль. Если Вы используете открытые технологии, то для доступа к каждому сервису необходима своя учетная запись.
  • Аутентификация (проверка личности пользователя). Доступ к онлайн-классу защищен паролем и возможен только для преподавателей и учащихся того или иного учреждения, что позволяет сделать  учебную  среду безопасной и конфиденциальной.
  • Отслеживание прогресса. LMS обычно имеют встроенные функции аналитики и администрирования. Например,  есть возможность посмотреть статистику посещений и  выполнения упражнений, а также автоматизированного выставления оценок в журнал.
  • Техническая поддержка и обучение. Учебное заведение обычно предоставляет определенную техническую поддержку, и проводит обучение преподавателей. Если, например, Вам необходимо перенести все материалы на другую LMS, то  IT-отдел окажет Вам в этом поддержку, и  материалы не будут утеряны.
  • Сохранение материалов в архиве. Учебные заведения, как правило,  обязаны сохранять данные об учащихся в течение нескольких лет, и предпринимают для этого соответствующие шаги.
  • Авторские права. Так как доступ к закрытым системам ограничен «стенами» учебного заведения, то преподаватели могут использовать практически любые материалы, не задумываясь о соблюдении авторских прав, так как использование материалов в данном случае попадет в категорию «только для учебных целей».

Ограничения.

2015-07-21_1747

    • Обучение. Перед началом использования LMS необходимо провести обучение преподавателей. Многие платформы сложны в использовании, обладают огромным количеством функций, что часто затрудняет их внедрение, особенно на начальном этапе.
    • Отсутствие необходимых функций. В LMS могут отсутствовать  необходимые функции, доступны  в открытых системах.
    • Невозможность участия гостей. Так как доступ к закрытой LMS строго ограничен, возникают сложности с привлечением преподавателей, докладчиков, исследователей и экспертов из других учреждений, такие как административное согласование доступа к LMS.
    • Отсутствие выбора. Некоторые преподаватели  предпочитают сами выбирать технические решения, используя то, что кажется им оптимальным, а не то, что выбрало для них учебное заведение.
  • Стоимость. Многие LMS являются платными, например, Blackboard или Canvas. В тех случаях, когда платформой можно пользоваться бесплатно, как, например, Moodle, необходимы специалисты, обеспечивающие  техническую поддержку преподавателей и учащихся.

Интегрированный подход.

И у открытых, и у закрытых образовательных сред есть свои преимущества и  ограничения. Стремительное развитие технологий способствует тому, что многие преподаватели выбирают интегрированный подход к использованию технологий. Таким образом, они могут  пользоваться преимуществами, как закрытых, так и открытых систем.

В конечном счете, преподавателям следует ориентироваться на политику и требования учебного заведения, а также выбирать технологии, исходя из целей обучения, то есть использовать  те из них,что позволяют достичь учебных целей наиболее эффективно, а также  создают  оптимальные условия для обучения и преподавания.

Также имеет смысл обсудить выбор технологий с коллегами, выяснить, какие подходы работали у них лучше всего, и воспользоваться их советами.

Статья подготовлена по материалам курса Learning to Teach Online проекта Coursera.

© 2023 Teachtech · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных