Перевернутый класс. Проводим лекции по-новому
19 01 2015
Evzikova Olesya
Комментарии к записи Перевернутый класс. Проводим лекции по-новому отключены
Написала статью, потом внимательно перечитала, потом представила себе среднестатистический российский вуз, потом стала думать, стоит ли статью публиковать. Все изложенное в ней верно. Но, думаю, многие скажут, что все это слишком оторвано от жизни, от реальных требований и условий обучения, и, следовательно, с трудом применимо на практике. Возможно. Но, с другой стороны, почему бы не взглянуть на ситуацию по-новому? Просто подумать, ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы делаем, и, возможно, найти новые подходы к обучению.

Еще 10 лет назад вопрос из серии «Необходимо ли читать лекции в вузах и ссузах?» вызвал бы недоумение. Конечно, как же можно без них обойтись ! Думаю, что лекция — это первое, о чем мы думаем, вспоминая, как получали высшее или среднее специальное образование.
В настоящее время в различных публикациях и выступлениях все чаще и чаще озвучивается идея о том, что стоит отказаться от лекций, так как они, во-первых, отнимают слишком много времени, а во-вторых, не позволяют получить обратную связь от учащихся. В принципе, верно. Но ключевой момент в данном случае — это то, КАК именно проводится лекция.
Чтение лекций возникло как необходимость, как единственный способ передачи информации, в те времена, когда книги не были широко доступны. Но в настоящее время, когда легко доступной можно сделать не только любую книгу, но и видео, презентацию, диаграмму, скринкаст, подкаст, форум, чат... Зачем продолжать читать лекции в аудитории сейчас, в эпоху Web 2.0?
Есть легкая часть обучения - передача информации (что мы и делаем на лекции). Есть сложная часть обучения - усвоение информации (с чем учащиеся должны справиться самостоятельно). Почему бы не перевернуть (flip) эту модель? То есть организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты прослушивали заранее записанные видео-лекции вне класса, а усваивали материал в классе? Учащиеся приходят на занятия уже подготовленными, от них требуется знание и понимание материала. Преподавателю нет необходимости сообщать информацию, он может задавать вопросы, организовывать дискуссии, давать задания, отвечать на вопросы учащихся, если что-то вызвало у них затруднения. У студентов нет необходимости конспектировать информацию, они могут работать с ней, применять и закреплять полученные знания во время обсуждений и выполнения заданий. Такая модель обучения, называемая перевернутый класс (flipped classroom), становится все более и более популярной.

Прослушивание видео-лекций вне класса удобно по многим причинам. Можно учиться в любом месте, в любое время, в удобном темпе. Можно посмотреть всю лекцию или отдельный фрагмент повторно, в любой момент нажать на паузу, чтобы записать какую-то идею — или просто размять ноги. Но здесь возникает неожиданная проблема. Огромное количество онлайн-лекций «не работают». Почему? Потому что преподаватели используют новую среду, но старые подходы. Полазьте по Youtube, посмотрите лекции по различным дисциплинам. Что Вы скорее всего увидите? Преподаватель стоит у доски перед студентами, и записывает на доске что-то, что Вам плохо видно. Либо это будет аудио-версия лекции, сопровождающаяся часто сменяющимися слайдами. Вы честно попытаетесь смотреть, но через 10 минут поймаете себя на мысли, что отвлекаетесь, и никак не можете сосредоточиться.
Дело в том, что при чтении лекции онлайн необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, удержать внимание учащихся во время видео-лекции гораздо сложнее, чем во время обычной лекции. Поэтому заминки не приветствуются, лекцию необходимо читать в хорошем темпе. Во-вторых, двухчасовые видео-лекции не будут эффективными. Их стоит разбить на фрагменты по 15-20 минут (про особенности концентрации внимания можно подробнее прочитать здесь), и записать несколько видео. Не потому, что продолжительность концентрации внимания у студентов стал уменьшилась, а потому, что таковы требования онлайн-среды. Такое разделение лекции на сегменты имеет и дополнительные плюсы. После прослушивания логически завершенного фрагмента лекции кто-то захочет написать конспект, кто-то еще раз обдумать информацию, или поискать дополнительные материалы, или пересмотреть лекцию. Выполнение всех этих действий становится естественным продолжением работы с небольшим фрагментом. В видео также можно вставлять картинки, слайды, графики, вопросы с множественным выбором, опросы, что повышает эффективность обучения (но представляет определенные технические сложности).
Есть ли другие варианты, кроме записи видео-лекций? Есть, конечно. Самое простое — это оформить лекции письменно, и сделать их доступными всем учащимся, в виде файла в формате Word или PDF. Можно составить конспекты лекций, и также открыть к ним доступ, либо на образовательной платформе, которая используется в учебном заведении, либо при помощи сервисов типа Яндекс.Диска или Dropbox.
С уважением,
