Открыть меню

Зачем использовать информационные технологии в образовании?

Зачем преподавателю нужно тратить время на освоение новых технологий? Зачем вообще нужны эти технологии, если десятилетиями все прекрасно обходились без них?

Учителя часто относятся к новым технологиям довольно критично. Не хотят ничего менять,  не считают нужным  тратить время и силы на их освоение  и — главное -  не видят необходимости в применении ИКТ.

Многие считают  технологии  ненадежными. Программы зависают, Wi-fi становится недоступен в самое неподходящее время, пароли теряются, да и просто все работает не так, как должно. Все это имеет место быть, но, тем не менее, технологии могут дать нам массу преимуществ,  если мы научимся использовать  их рационально.

2015-09-25_1649Для применения технологий в образовании есть множество причин, причем причин весьма веских, и в этой заметке я хотела бы перечислить некоторые из них.

Технологии позволяют сэкономить время. Если Вы автоматизируете то, что Вам приходится делать снова и снова, у Вас высвободится огромное количество свободного времени. Например,  Вы можете записать видео с объяснением  материала, и Вам не придется объяснять  его в классе. Задайте учащимся просмотреть видео и, при необходимости, законспектировать материал в качестве домашней работы, а в классе уделите время практическим заданиям и обсуждению сложных моментов. Используя инструменты для записи голосовых комментариев, такие как  Kaizena, Вы сэкономите массу времени, так как Вам больше не надо будет писать комментарии к работе от руки, достаточно будет просто надиктовать их. Многие LMS имеют функцию автоматической проверки тестов, что избавляет преподавателя от большого количества рутинной работы.

Технологии позволяют вывести совместную работу на новый уровень. Огромное количество инструментов в настоящее время дают  возможность  работать совместно, позволяя участникам присоединиться к работе где бы они ни были, в любое удобное для них время. Ваши учащиеся могут работать совместно друг с другом и с Вами. Вы можете сотрудничать  и обмениваться опытом с преподавателями по всему миру, используя социальные сети и программы для видео-конференций.

Технологии позволяют обеспечить индивидуальный подход. Традиционная классно-урочная система подразумевает, что все учащиеся одного класса в одно и то же время выполняют одинаковые задания, и получают одинаковую домашнюю работу. Это привычная модель обучения, но не единственная возможная. Более того, не всегда оптимальная. Благодаря новым технологиям, учащиеся могут работать в удобном для них темпе. Так, если они слушают записанную преподавателем лекцию дома, то могут делать паузы, и прослушивать повторно сложные моменты или всю лекцию необходимое количество раз.

Нет необходимости всем  работать с  одним  и тем же материалом  одинаково глубоко. Например, Вы изучаете какой-то исторический  период. Есть минимуму — определенный набор дат, имен и фактов -  который необходимо знать всем учащимся. Далее,  в зависимости от интересов и предпочтений, каждый из учащихся может детально изучить какую-то одну область, например, музыку, литературу или медицинские открытия той эпохи. После изучения темы Вы можете провести  тест,  проверяющий, усвоили ли учащиеся  необходимый минимум. Далее, чтобы продемонстрировать свои знания, учащиеся могут  создать презентацию, интерактивный плакат, анимированное видео, цифровую историю, интеллект-карту или инфографику, чтобы рассказать о том, что они исследовали  дополнительно.

Технологии  позволяют учащимся научиться работать самостоятельно. Когда учащиеся смотрят и конспектируют учебные видео, они начинают понимать, как именно они учатся лучше всего. Им не нужно ждать, пока материал раздадут в классе, так как все в любой момент можно скачать из облачного хранилища или LMS.  Не говоря уже о том, что  многие  технологии, например, такие сервисы как Quizlet, позволяют учащимся создавать собственные учебные материалы. В процессе самостоятельной работы ученики приобретают ценные навыки, которые пригодятся им для обучения  в дальнейшем. Мир становится все более информационно насыщенным, и меняется все быстрее, а значит, им всю жизнь необходимо будет учиться и переучиваться. Чем быстрее они научатся делать это эффективно, тем лучше.

Использование современных технологий на уроке способствует развитию информационной грамотности. Технологии  проникают в самые разные сферы нашей жизни. Во  многих профессиях, даже, казалось бы, напрямую не связанных с IT, умение грамотно использовать технологии становится необходимостью.  Есть точка зрения, что современные учащиеся, относящиеся к цифровому поколению, сами смогут во всем разобраться. Но это не совсем так. Большинство научатся только самым простым вещам, причем преимущественно связанным с потреблением контента, а не его созданием.

К тому же есть вещи, о которых многие из них не слышали, и о которых наверняка захотят узнать больше, например, создание и считывание QR-кодов. Не говоря уже о том, что далеко не все дети (а судя по некоторым страничкам в социальных сетях, и далеко не все взрослые) слышали   о таких вещах, как безопасность и конфиденциальность в Сети, и не задумываются о том, как  «цифровой след» может повлиять на их дальнейшую жизнь.

Технологии позволяют повысить мотивацию и заинтересованность. Технологии позволяют нам сделать традиционные задания более интересными и интерактивными.  Безусловно, можно проверить знания,  просто проведя  опрос или письменный тест. Но  можно и организовать  мобильный опрос при помощи сервиса Kahoot, который, благодаря звуку и графике, делает проверку знаний похожей на увлекательную игру. Почему бы не воспользоваться этой возможностью?

Новые возможности для детей с особыми потребностями. Здесь я подразумеваю не только тех, кому в силу психологических или физических особенностей  сложно справляться со школьной программой, но многих других. Например, спортсменов, которые посвящают львиную долю времени тренировкам; детей-актеров, которые часто уезжают на съемки; тех, чьи родители часто переезжают, или живут на две страны; одаренных детей, которые хотели бы уделять больше времени дополнительным занятиям; детей, которым необходимы частые госпитализации. Технологии позволяют сделать процесс обучения более гибким, дают возможность учиться в любом месте, в любое удобное время, что крайне важно в ситуациях, когда традиционное обучение становится затруднительным.

Технологии открывают новые перспективы. Сейчас любой из нас бесплатно или за очень умеренную сумму может сделать то, что еще  пару десятков лет требовало огромных финансовых вложений и серьезных связей. Мы можем записывать и выпускать собственное радио-шоу, общаться с людьми из разных стран и экспертами в различных областях, проводить опросы среди тысяч людей.

Писателю  больше не нужно искать издательство, которое бы его заметило и опубликовало. Художнику больше не нужна галерея, чтобы продать свою картину. Для того, чтобы создать собственный сайт, сейчас необходимы  минимальные технические навыки. Для того, чтобы Ваш видео-ролик стал доступен миллионам, достаточно просто выложить его на видеохостинг. Технологии дают нам такие возможности, о которых мы 10-15 лет назад  и мечтать не могли, и расширяют наши горизонты. Для преподавателей это очень важно, так как их всегда сковывали масса ограничений, касающихся и профессионального роста, и  получения дополнительного заработка, и самовыражения.

Благодаря технологиям  ограничений становится все меньше, а возможностей — все больше. Так почему бы ими не воспользоваться?

С уважением,

Евзикова Олеся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Teachtech · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных